Абу Дауд — 202

202 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон /саджда/, спал сопя, после чего вставал и молился не совершая омовение.
Ибн ‘Аббас сказал: «И я спрашивал его: “Ты совершаешь молитву не совершая омовение, хотя ты спал?“ Он ответил: «Поистине, совершить омовение должен тот, кто спал лежа”».(1)
(Риваят этого хадиса переданный со слов) ‘Усмана и Ханнада приводится с дополнением: «Это тогда, когда он лежал с расслабленными суставами».
Абу Дауд сказал: «Его слова: “Омовение должен совершить тот, кто спал лежа” — это неприемлемый хадис /мункар/, который не передавал никто, кроме Йазида Абу Халида ад-Даланий от Катады, и первую её часть передала группа передатчиков от Ибн ‘Аббаса, но не упомянули из этого ничего, а (Ибн ‘Аббас) говорил: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был защищен”2). ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Глаза мои спят, но сердце мое бодрствует”».
Шу’ба сказал: «Катада слышал от Абу-ль-‘Алийи только четыре хадиса(3): (это) хадис о Йунусе ибн Матта(4), хадис Ибн ‘Умара о молитве(5), хадис о трех судьях(6) и хадис Ибн ‘Аббаса(7). (Об этом) мне рассказали люди, которыми я был доволен, но больше всех я доволен ‘Умаром».
Абу Дауд сказал: «Я упомянул(8) хадис Йазида ад-Даланий при Ахмаде ибн Ханбале и он удержал меня от упоминания его и сказал: “Зачем Йазида причислять к товарищам Катады?”, и не обратил внимание на этот хадис».
_________________________________________________________________________
(1) — Также этот хадис передал ат-Тирмизи 77.
(2) — То есть он, да благословит его Аллах и приветствует, был защищен так, чтобы не спало его сердце. См. «‘Аун аль-Ма‘буд».
(3) — Хадис Абу Халида ад-Даланий в это число не входит. См. «‘Аун аль-Ма‘буд».
(4) — См. хадис № 4669 данного сборника. Прим. пер.
(5) — Возможно, что имеется в виду хадис от Ибн Умара сообщившего о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал совершать молитву после обязательной утренней молитвы, пока не взойдет солнце, и после послеполуденной молитвы, пока оно не закатится. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ан-Насаи. См. «‘Аун аль-Ма‘буд».
(6) — См. хадис № 3573 данного сборника. Прим. пер.
(7) — См. хадис № 1276 данного сборника. Прим. пер.
(8) — То есть попросил Ахмада разъяснить этот хадис: достоверный он или слабый. См. «‘Аун аль-Ма‘буд».

202 — حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ مَعِينٍ وَهَنَّادُ بْنُ السَّرِىِّ وَعُثْمَانُ بْنُ أَبِى شَيْبَةَ عَنْ عَبْدِ السَّلاَمِ بْنِ حَرْبٍ — وَهَذَا لَفْظُ حَدِيثِ يَحْيَى — عَنْ أَبِى خَالِدٍ الدَّالاَنِىِّ عَنْ قَتَادَةَ عَنْ أَبِى الْعَالِيَةِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- كَانَ يَسْجُدُ وَيَنَامُ وَيَنْفُخُ ثُمَّ يَقُومُ فَيُصَلِّى وَلاَ يَتَوَضَّأُ. قَالَ فَقُلْتُ لَهُ صَلَّيْتَ وَلَمْ تَتَوَضَّأْ وَقَدْ نِمْتَ فَقَالَ « إِنَّمَا الْوُضُوءُ عَلَى مَنْ نَامَ مُضْطَجِعًا ». زَادَ عُثْمَانُ وَهَنَّادٌ « فَإِنَّهُ إِذَا اضْطَجَعَ اسْتَرْخَتْ مَفَاصِلُهُ ». قَالَ أَبُو دَاوُدَ قَوْلُهُ « الْوُضُوءُ عَلَى مَنْ نَامَ مُضْطَجِعًا ». هُوَ حَدِيثٌ مُنْكَرٌ لَمْ يَرْوِهِ إِلاَّ يَزِيدُ أَبُو خَالِدٍ الدَّالاَنِىُّ عَنْ قَتَادَةَ وَرَوَى أَوَّلَهُ جَمَاعَةٌ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ وَلَمْ يَذْكُرُوا شَيْئًا مِنْ هَذَا وَقَالَ كَانَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- مَحْفُوظًا وَقَالَتْ عَائِشَةُ — رضى الله عنها — قَالَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- « تَنَامُ عَيْنَاىَ وَلاَ يَنَامُ قَلْبِى ». وَقَالَ شُعْبَةُ إِنَّمَا سَمِعَ قَتَادَةُ مِنْ أَبِى الْعَالِيَةِ أَرْبَعَةَ أَحَادِيثَ حَدِيثَ يُونُسَ بْنِ مَتَّى وَحَدِيثَ ابْنِ عُمَرَ فِى الصَّلاَةِ وَحَدِيثَ الْقُضَاةُ ثَلاَثَةٌ وَحَدِيثَ ابْنِ عَبَّاسٍ حَدَّثَنِى رِجَالٌ مَرْضِيُّونَ مِنْهُمْ عُمَرُ وَأَرْضَاهُمْ عِنْدِى عُمَرُ. قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَذَكَرْتُ حَدِيثَ يَزِيدَ الدَّالاَنِىِّ لأَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ فَانْتَهَرَنِى اسْتِعْظَامًا لَهُ وَقَالَ مَا لِيَزِيدَ الدَّالاَنِىِّ يُدْخِلُ عَلَى أَصْحَابِ قَتَادَةَ وَلَمْ يَعْبَأْ بِالْحَدِيثِ.
تعليق المستخدم :قال الألباني: صحيح.

Запись опубликована в рубрике 1 – Книга очищения, 80 – Глава: Совершение омовения (при пробуждении) ото сна., Абу Дауд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *