264. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не тот беден, кому достаются один-два финика или кусок-другой еды, лишь тот беден, кто воздерживается.13 (Аль-Бухари и Муслим)
В той версии (этого хадиса, которая приводится) в обоих «Сахихах»(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, — (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям.
[264] وعنه ، قَالَ : قَالَ رَسُول الله ( : « لَيْسَ المِسْكينُ الَّذِي تَرُدُّهُ التَّمْرَةُ وَالتَّمْرَتَانِ ، وَلا اللُّقْمَةُ وَاللُّقْمَتَانِ إِنَّمَا المِسكِينُ الَّذِي يَتَعَفَّفُ » . مُتَّفَقٌ عَلَيهِ .
وفي رواية في الصحيحين : « لَيْسَ المِسكِينُ الَّذِي يَطُوفُ عَلَى النَّاسِ تَرُدُّهُ اللُّقْمَةُ واللُّقْمَتانِ ، وَالتَّمْرَةُ والتَّمْرَتَانِ ، وَلَكِنَّ المِسْكِينَ الَّذِي لا يَجِدُ غنىً يُغْنِيه ، وَلا يُفْطَنُ لهِ فَيُتَصَدَّقَ عَلَيهِ ، وَلا يَقُومُ فَيَسْأَلُ النَّاسَ » .
أي : ليس المسكين الممدوح من المساكين ، الأحق بالصدقة والأحوج بها سوى المتعفف .
قال الخطابي : إنما نفى ( المسكنة عن السائل الطواف ، لأنه تأتيه الكفاية ، وقد تأتيه الزكاة فتزول خصاصته ، وإنما تدوم الحاجة فيمن لا يسأل ولا يعطى .